Воспитатель Кабарина Людмила Ивановна, детский сад "Улыбка"
Занятие на духовно - нравственную тему в подготовительной группе "В гостях у тётушки Алёны".
22 ноября [пт]
Занятие на духовно-нравственную тему в подготовительной группе. «В гостях у тетушки Алены». Цель: приобщение к нравственным и духовным ценностям православной культуры, развивать интерес к русским традициям: гостеприимству, почитанию старости, «помочи»; уточнить представления детей о Боге, о сказителях. Закрепить с детьми такие понятия как дружба, доброта, добрые поступки, любовь к родителям, послушание. Воспитание любви к Родине, семье. Воспитывать любовь к традициям русского народа, а также потребность в хороших, добрых делах и поступках. Ход занятия: Тетушка Алена встречает гостей: -Здравствуйте, детушки милые, гости мои дорогие! Милости прошу! Проходите в горницу. Дети входят в горницу. Все усаживаются, тетушка Алена хлопочет, чтобы всем было удобно. -Ну что ж, долгожданные мои, сядем рядком да поговорим ладком. О том, как жили люди русские, какой порядок был на Руси, как сейчас живем, какие правила соблюдаем. Вот я вас увидела и сказала: Здравствуйте!» А что это за слово такое? Почему мы каждый день при встрече говорим его друг другу? ( Ответы детей.) Вот оно какое слово! Наполнено заботой о родных и знакомых людях. Поэтому и говорить его надо не торопясь , ласковым голосом и смотреть в лицо тому, с кем здороваешься. А в горницу я вас пригласила словами: « Милости прошу!». Как вы понимаете эти слова? (Рассуждения детей. Вывод: просьба быть милостливыми, т.е. добрыми, милыми, вежливыми по отношению друг к другу). А вы, ребята, знаете вежливые слова? Проводится игра «Кто больше». Дети делятся на две команды и по очереди называют «вежливые» слова. Та команда, которая назовет больше вежливых слов, считается выигравшей. Хозяйка гостей в дом приглашает, в красный угол усаживает. Почему же его красным называют? (Объяснения детей.) -Да, это самое светлое, самое солнечное место. Здесь в углу иконы висят, здесь и стол с лавками стоит. На стол хозяйка угощенья подает. В богатом доме угощенье побогаче, в бедной семье попроще. А уж хлеб да соль в каждом доме были. Русский народ так и называют – хлебосольным. А Бога русский человек всегда вспоминал – и в горе, и в радости. А Бог это кто? Что вы о нем знаете? (Рассуждения детей. Вывод: Бог – это воплощение любви, доброты, справедливости.) В стародавние времена, когда наши прапрабабушки еще в люльках качались, ходили по деревням сказители… В какой дом ни постучат – везде им рады были. А сказители те богаты на слово Божие. И о святых местах расскажут, и о чудесах поведают. А уж если какую историю затянут – слушаешь, не наслушаешься! Истории эти они притчами называли. Господь наш Иисус Христос, когда среди народа ходил, тоже притчами сказывал. Чтобы понятней было. Вот послушайте одну из них. Притча «Милосердный человек». Шел человек из одного города в другой. На него напали разбойники. Изранили его, ограбили и бросили на дороге. Мимо проходили жители того города, в котором жил этот и никто ему не помог. А человек из чужого города, посадил на своего осла и привез в гостиницу, дал хозяину денег и просил позаботиться о раненом. Что сделал милосердный человек? Какого человека можно назвать милосердным? Добрые люди всегда приходят на помощь и жертвуют всем что имеют. А сейчас давайте послушаем стихи о доброте. (1- й ребёнок) Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда. (2 –й ребёнок) Пусть проходят дни, столетья, Тысячелетья пронесутся – Доброта и милосердье Ценностями остаются. (3 – й ребёнок) Доброта нужна всем людям, Пусть побольше добрых будет. Говорят не зря при встрече «Добрый день» и «Добрый вечер». И не зря ведь есть у нас пожеланье «В добрый час». Доброта она от века украшенье человека. Ребята, а доброе ли сердце у вас? Вы способны на добрые поступки? (Высказывания детей.) Вывод: именно добрые поступки людей способны изменить мир и человека, сделать их лучше и чище. Давайте послушаем стихи о добрых поступках: 1реб. Попала птица в сети и рвется улететь, Ее ждут дома дети и могут умереть, Но крепко держит сетка, не вырваться никак, А мальчик-малолетка наивный был чудак. Он птицу выпускает, ей говорит: «Лети!» Охотник не узнает, ему верст пять пути!
2реб. Клевали голуби пшено, какое вкусное оно, И есть они хотят опять, и только сытым не понять! Вы не гоните голубей, им лучше дайте отрубей, Попить водицы им налей, и сразу станет веселей! Когда идешь ты на прогулку,возьми с собой кусочек булки, Будь добрым, корма не жалей, Любите, дети, голубей! -Молодцы, ребята, спасибо вам за такие замечательные стихи. А сейчас давайте поиграем. Игра «Замени добрыми словами». Злой-добрый, грубый- ласковый, отнять-отдать, поругать-похвалить, ленивый – трудолюбивый, обидеть-защитить, огорчить-обрадовать, грустный-веселый, крикливый-молчаливый, трусливый –храбрый. Да, доброе слово дом построит, а злое – разрушит. Гласит русская пословица. А изба то у меня какая большая да крепкая. Бревна прочные, огромные. Строил избу мой дед Никонорыч. Я тогда еще маленькая была. Меньше вас. Легко ли, как вы думаете, под силу это одному человеку? (Высказывания детей о «помочи».) Не случайно и поговорки такие появились: «Сам погибай, а товарища выручай», «Сделал дело – гуляй смело!». Вот и я думаю, не справился бы один дед с такой стройкой, помогали ему друзья. А скажите мне, дети, есть сейчас такой обычай – «помочь» сегодня? Есть ли у вас друзья? (Ответы детей.) А сейчас давайте споем песню о настоящем друге. Дети исполняют песню «Настоящий друг» на слова М. Пляцковского. Настоящая дружба- это божий дар. А сейчас подошло время для следующей притчи «Мама». За день до своего рождения ребенок спросил у Бога: «Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что мне там делать? Как я буду там жить? -Я подарю тебе ангела, который будет находиться рядом с тобой и заботиться о тебе,- ответил Бог. -А как я пойму его, ведь я не знаю его языка? -Ангел научит тебя своему языку. Он будет беречь тебя от всех бед. Ты почувствуешь его любовь и будешь счастлив. -Что мне делать, если я захочу обратиться к Тебе? -Твой ангел научит тебя правильно молиться. -Боже, скажи, а как зовут моего ангела? -Неважно как его зовут, у него много имен. Ты для начала будешь просто называть его – мама. Ребенок читает стихотворение «Дорогое слово». Есть на свете слово, что дороже вряд ли и сыскать. Есть на свете дорогое слово, это слово дорогое –мать. Это слово чистое, святое, мы его не вправе оскорблять, Мы б на свете не были с тобою, если б не желала наша мать. В этом слове и любовь, и нежность, радость и печаль сокрыты в нем, В этом слове детства безмятежность и навеки милый сердцу дом. Мама, словно птица, заботливо прикрывает крылом свое дитя от невзгод и опасности. Не спит ночами у кроватки больного малыша. Крепко держит за руку, когда ему страшно. Советует в первых сложных ситуациях. Учит доброте, умению дружить и любить, помогать и сострадать. Материнская любовь- это бездонная чаша ангельского терпения, душевной теплоты и сердечного тепла. Пальчиковая гимнастика: Ангел-хранитель тебя охраняет, все твои мысли он тайные знает. Вместе с тобой веселится удаче, а согрешишь- он страдает и плачет. (Дети выполняют круги пальцами поочерёдно прикладывая каждый палец к большому пальцу руки) Наши мамы знают много ласковых слов, а знаете ли их вы? Игра «Ласковое слово»: солнце - солнышко, птица, дерево, сказка, рука, ребенок, ручей, кольцо, сердце, стол, кошка, мама. Молодцы, справились с заданием. Да, ласковое слово сердце согревает. Я, ребятушки, рассказала вам притчу о маме. А еще я слышала от сказителей притчу об Отце. Послушайте ее. Очень поучительная. Притча об отце Подозвал отец сына и говорит: «Поработай сегодня в моем винограднике». - Не хочу, - ответил сын. Подозвал отец другого сына и просит его о том же. Тот охотно согласился. Согласиться-то согласился, а делать-то не стал. А первому сыну, тому, что вначале отказался, сделалось стыдно перед отцом. Он пошел и выполнил всю работу, какую полагалось. Кто же из этих сыновей оказался послушнее? (Выслушать ответы детей). Вывод: мы часто ведем себя, как второй сын: обещаем помогать родителям, обещаем исправиться, обещаем «больше не делать»… А потом нам стыдно признаться, что не выполнили своих обещаний. И тогда нужно вспомнить первого сына, который хоть и отказал в помощи отцу, но потом раскаялся и поспешил исправиться. Ведь Господь всегда ждет нашего покаяния и принимает его с радостью! Давайте сейчас послушаем стихотворение «Моя родня»: Мама с папой – моя родня, нет роднее родни у меня. И сестренка родня, и братишка, и щенок лопоухий Тишка. И еще есть друг у меня, друг Сережка мне тоже родня. Я к нему прибегаю с утра, без него мне игра не игра. Все секреты ему говорю, все на свете ему подарю. А кто еще, детки, входит в нашу родню? (Ответы детей.) Да, наши дедушки и бабушки. Помните, мы с вами говорили, что избу мой дед строил из бревен? Так вот бревна – это деревья. А как деревья выбирали? Все подряд? Даже к старому дереву раньше относились с уважением, бережно. Это очень важное и доброе правило – любить и уважать старость. Что вы об этом знаете? Как вы к старым людям относитесь? (Высказывания детей.) Правила, которые придумали наши предки и которые мы и сегодня соблюдаем, называются традициями. Вот сколько мы уже знаем хороших традиций: гостеприимство, почитание старости, помочь. Есть и еще одна традиция - играть. Давайте поиграем в игру «Чурилки». Игра «Чурилки». Дети водят хоровод и при этом говорят: «Трынцы-брынцы бубенцы, позолочены концы. Кто на бубенцах играет – того жмурка не поймает». А в кругу находятся два ребенка: один с завязанными глазами, а другой с бубенцами. Молодцы, здорово повеселились! А теперь послушайте еще одну притчу «О том, почему надо прощать». Один человек задолжал царю много денег и пришел к нему просить, чтобы он простил ему долг. Сжалился над ним царь, простил должника. Идет он радостный домой, а навстречу ему идет знакомый, который должен ему небольшую сумму. «Верни мои деньги!» - потребовал человек. «Подожди немного!» - попросил тот. Но тот не смягчился и посадил должника в тюрьму. Узнал о том царь и говорит: «Я столько ему простил, а он не желает подождать, пока товарищ вернет ему свой маленький долг! Разгневался царь и потребовал с должника все, что недавно простил. А часто ли вы прощаете своих обидчиков? (Ответы детей.) Эта притча о том, что если сами не будем прощать, то и Господь не примет нашего покаяния. Вот и притчи конец, а кто слушал - молодец! А теперь всех прошу пить чай с сушками.
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.